«Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое»
П.И. Чайковский
Евгений Онегин… Кажется, что невозможно представить себе русскую и мировую культуру без этого сочинения Пушкина-Чайковского. Еще 50 лет назад критики констатировали, что даже среди русской публики опера стала гораздо популярнее пушкинского «романа в стихах».
Надо сказать, что у автора оперы был определенный прототип – драматический спектакль «Евгений Онегин», пользовавшийся в Москве большой популярностью; в эту инсценировку были включены те же сцены из романа, которые потом использовал Чайковский. Работа над оперой продвигалась очень быстро и была закончена в начале 1878 г.
Сам Чайковский, сочиняя «Онегина» в неустанном творческом горении, был «безумно влюблен» в героев своей оперы – когда он писал сцену дуэли, по его щекам катились слезы… Тем не менее, он очень беспокоился за сценическую судьбу новой оперы – уж слишком она отличалась от стандартов музыкального театра конца XIX в. Именно поэтому он окрестил ее «лирическими сценами», всерьез полагая, что ее популярность не выйдет за пределы кружков и салонов. Не желая отдавать свое детище на казенную сцену Императорских театров с ее въевшейся оперной рутиной, он настоял на том, чтобы оперу поставили силами студентов Московской консерватории – и оказался прав: молодые музыканты смогли передать искренность чувств, правдивость душевных порывов персонажей Пушкина и Чайковского.