О нас » Новости » Пресса о фестивале в Ростове

Пресса о фестивале в Ростове

24/09/2013

Газета "Известия"

Юрий Башмет: «Власть — тоже не черт рогатый»

Знаменитый альтист и дирижер — о своем фестивале в Ростове, фраке Лужкова и о том, почему не надо ругать власть.

В рамках I Международного музыкального фестиваля в Ростове-на-Дону Юрий Башмет открыл образовательный центр своего имени. Об особенностях форума на родине маэстро рассказал корреспонденту «Известий».

Как появилась идея этого фестиваля?

— Я как раз сегодня понял, что фестиваль сложился не потому, что я здесь родился, а потому, что пришло время. Мой город созрел, чтобы переварить крупный фестиваль. Формально я — ростовчанин, но уехал отсюда в возрасте пяти лет. Помню как однажды, еще давно, я выступал в этом же зале филармонии с сольным альтовым концертом. В зале было буквально пять человек. Но я все равно решил играть, подумал — ничего, значит, я еще не дорос, город не дорос.

С тех пор я неоднократно бывал в Ростове, но потребовалось 55 лет, чтобы по-настоящему вернуться. Я не очень хорошо знаю город, но помню дом, тропинки, помню, как мы катались на медленно проходящих поездах рядом с депо. Как переживали родители, а мы на ходу прыгали на ступеньки. Помню, как тащили огромную рыбу на носилках — по сегодняшним меркам мы были браконьерами. Как бедно жили — что называется, на одну зарплату. И как на подоконнике стоял ужасный продукт, который меня заставляли есть по одной большой ложке. Знаете, что это было? Черная икра. Я ужасно не любил ее за запах рыбы. Помню, как мы носились вокруг дома и он всегда казался мне огромным. Позже я пытался его найти, но дважды прошел мимо.

Как будет функционировать ваш образовательный центр?

— Мы планируем открыть образовательные центры в четырех городах на базах федеральных школ-десятилеток. Первый открылся в Ростове. Потом начиная с октября заработают центры в Екатеринбурге, Новосибирске и Казани. К этому проекту я долго шел. Наша задача в том, чтобы выявлять таланты на раннем этапе и помогать им. Зачем? Мы хотим быть лучше, мы живем в России и мы — патриоты. Мы должны заявлять о себе с позитивной точки зрения, а не ругать все, что есть. Прежде всего родители должны быть довольны, что их ребенок увлекся чем-то высоким, а не болтается по улицам. Если ребенок увлечется музыкой, живописью, историей, даже коллекционированием марок — всем будет лучше. И конкретной семье, и будущему гражданину страны. А если потом сложится музыкальная семья, то душа будет спасена от криминала и повседневности. Как говорил Сергей Михалков: «Сегодня это дети, а завтра — народ».

Преподавать в центрах будут музыканты со всего мира?

— Да, как российские, так и ведущие зарубежные педагоги. Сейчас мы создаем то, после чего наши власти поймут, что такое образование необходимо поддерживать. Ведь власть — тоже не черт рогатый. Наоборот, хорошие люди. Не нужно их ругать. Тем более что без их поддержки мы не смогли бы осуществить все задумки. Я, например, могу приехать за свой счет и сыграть концерт без гонорара. Но не прилетит ведь японка из Токио с тремя пересадками играть бесплатно только потому, что она любит Юрия Абрамовича? Один раз — может быть, но второй — вряд ли. И даже при полном зале стоимость билетов не покроет билет японки, ее отель и гонорар, пусть даже очень скромный. Чикагский симфонический оркестр стоил Москве $1 млн. Нам проще — даже о десятках тысяч речь не идет, ведь оба моих оркестра получают зарплату в Москве.

К слову, о ваших оркестрах. И «Новая Россия», и «Солисты Москвы» прекрасно играют как под вашим управлением, так и без вас. Приходится ли вам быть с ними жестким?

— Я не стал бы разделять дирижеров на демократов и тиранов. У нас с музыкантами хорошие, уважительные рабочие отношения. Но если я вдруг ощущаю расхлябанность на сцене — неважно из-за чего: человек может устать, недоспать, то потом бываю довольно резок. Как правило, музыканты сами это чувствуют. Сейчас, например, я не вызываю никого к себе на ковер, хотя во время концерта несколько раз обратил внимание на одного участника. При повторе он «проснулся» и включился на сто процентов. Может быть, слушатель разницы и не заметит. Но самое важное сделать так, чтобы первый поход человека на концерт классической музыки не стал последним.

 

 

При этом в ваших программах много и современной музыки.

— Я успел сыграть 52 концерта, посвященных мне, написано же их еще больше, и уже есть своеобразная очередь. Бывает, что так обнаруживаются настоящие шедевры — Шнитке, Губайдулина, Канчели, Александр Чайковский. Вообще на любом концерте должно быть что-то серьезное, чуть выше уровня слушателей. Но некоторые доходят до маразма и исполняют какие-нибудь красивые восемь тактов, повторяющиеся в течение 45 минут. Я видел, как люди группами уходили с такого концерта.

Но вернемся к теме государства. Незадолго до начала фестиваля министр обороны Сергей Шойгу обязал всех участников Общественного совета Минобороны впредь являться в форме. Вам уже удалось примерить свою?

— Пока нет, хотя мне звонил представитель, спрашивал размеры и предпочтения. Я сказал, что мне нравится такая форма, как у Шойгу, на нем она прекрасно сидит. Хотя моя привычная форма — конечно, фрак. Однажды наше правительство было приглашено в Лондон на королевский прием, и условием дресс-кода как раз был фрак. Я находился там на гастролях, и для меня фрак был чем-то обыденным вроде джинсов. Прекрасные фраки были на Путине, Кудрине. Но самый невероятный был у Лужкова.

А как вы воспринимаете современную тенденцию к объединению коллективов? Скажем, идею Национального центра искусств Валерия Гергиева и проект городской администрации Санкт-Петербурга «Опера — всем»?

— У Гергиева уже много наработок. Достаточно представить результаты его деятельности в Роттердаме, Нью-Йорке, Мюнхене и, главное, Мариинском театре, который теперь особенно славится именно как оперный. То, что сотворил Валера, — потрясающе. Поэтому, если объединение случится под его крылом, не сомневаюсь, он все осилит. Но вот если речь о ком-то другом — думаю, не стоит. Мы все прекрасно понимаем: чем больше, тем хуже. Что заставляет людей в этой ситуации объединять коллективы — для меня загадка. Уж лучше маленькое хозяйство, в котором все будет отлично работать. Единственное хорошее объединение — радиостанции, где есть свой симфонический оркестр и хор. Это очень удобно: одна организация помогает осуществить все задумки. Нужен мне, скажем, «Стикс» Канчели во Франции или Германии — я иду на радио, где все будет легко организовать.

Фестиваль проходит в рамках вашего юбилейного года. Что бы вам хотелось осуществить к следующей круглой дате?

— Во-первых, хотелось бы до нее дожить. Потому что этот юбилейный год оказался очень непростым. Много было больших туров — и Гонконг, и Сеул, и Япония, и Австралия. Еще один подарок — что фестиваль в Ростове-на-Дону станет ежегодным. И мне кажется, это очень вовремя.

 

Казак Башмет

Первый фестиваль маэстро на родине получился концентрированным: три концерта, несколько мастер-классов, старт образовательного центра, прослушивания во Всероссийский юношеский оркестр и творческая встреча. Вся программа, обычно растягивающаяся на неделю, в Ростове-на-Дону уместилась в три дня.

Вероятно, такого количества Юрия Абрамовича город еще не видел. На фасадах Ростовской консерватории и областной филармонии разместились огромные баннеры, на центральных улицах — перетяжки, и даже по местным ТВ-каналам то и дело возникал маэстро Башмет. Хотя, кажется, аншлаг и так был обеспечен: в Ростове классическую музыку явно любят.

Музыкальную программу форума выстроили максимально разнообразно: вечер симфонической музыки с «Новой Россией», камерная программа с участием Кати Сканави, Алены Баевой и Клаудио Бооркеса и закрытие с «Солистами Москвы». Все три вечера маэстро Башмет не выпускал из рук альт: для открытия, помимо знаменитых увертюры к опере «Сорока-воровка» Россини и Концерта для скрипки с оркестром Иоганнеса Брамса (солировала Маю Кишима, Япония), была выбрана симфония с солирующим альтом Берлиоза «Гарольд в Италии». Во второй день Юрий Башмет принял участие в двух трио Брамса, заменив альтом валторну и кларнет. А в третий — исполнил солирующую партию в Концерте для альта, струнных и basso continuo Телемана.

Особенным успехом у публики пользовались бисы: как говорит сам маэстро — улыбки слушателям. А вот к многочастным сочинениям публика оказалась не готова: то ли по привычке, то ли из особой любви к вновь обретенному ростовчанину слушатели аплодировали в каждой возникающей паузе. Изюминкой программы заключительного вечера стал Contrafactus давнего друга маэстро Башмета — Джованни Соллима — для флейты и струнного оркестра. Виртуозную партию флейты исполнил итальянец Массимо Мерчелли. Бисы последнего вечера также отличились оригинальностью: сакраментальное Grave из альтового концерта старинного композитора Бенда и ироничная полька из «Ревизской сказки» Шнитке. Результатами форума маэстро явно остался доволен, так что еще до конца первого фестиваля со сцены было объявлено: второму фестивалю быть.

 

Газета Ростовской области "Наше Время"

А скажите, маэстро…

Как мы сообщали, в донской столице на этой неделе состоялся Первый международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета. Первотолчком к его проведению стало предложение Правительства Ростовской области. Фестиваль задуман в честь юбилея маэстро, для которого Ростов — это малая родина.

За три фестивальных дня Юрий Башмет представил в областной филармонии три большие программы, выступив не только в качестве дирижера, но и как солист оркестра, открыл на базе колледжа при Ростовской консерватории Образовательный центр Юрия Башмета, провел творческую встречу, а также пресс-конференцию в отеле «Дон-Плаза», на которой обстоятельно ответил на множество разнообразных вопросов.

 

О доме у реки, огромной рыбине и банке с ужасным продуктом

В Ростове Юрий Башмет провел первые свои пять лет. Дом, в котором жила семья Башметов, стоял на улице Береговой, вблизи Дона. Малышу дом казался большим. Это ощущение сохранилось у Башмета на долгие годы, так что, когда однажды прославленным уже музыкантом он отправился на его поиски, то сразу и не узнал: всего лишь двухэтажное строение, к тому же изрядно обветшавшее (впоследствии дом снесли).

А вот одна из бывших соседок Башметов узнала Юрия Абрамовича с первого взгляда: вылитый его отец!

Из ростовского периода Башмету запомнилось катание прицепом на медленно ползущих в депо поездах, огромная рыбина, которую рыбаки несли на носилках, банка с ужасным продуктом на подоконнике. Мама говорила, что это штука — очень полезная, уговаривала съесть ложечку, но Башмету продукт из банки не нравился, особенно отвращал от него рыбный запах. И знаете, что это было? Черная икра.

— Жили мы бедно, но на подоконнике стояла банка с черной икрой, — улыбнулся маэстро контрастам того далекого времени.

Потом отца по делам службы перевели во Львов, и этот город стал для Башмета родным. Городом постоянного местожительства в его юношеских мечтах была Москва, и с Москвой уже ни один город за место в его сердце больше не конкурировал.

О том, всегда ли стоит соблазняться даровой квартирой

Трудно представить, но всего лишь лет сорок назад сольный концерт альтиста был невидалью. Много порогов пришлось обить молодому Башмету, прежде чем он получил «добро» на такие выступления. Да и то — в порядке эксперимента. Далеко от столицы.

Бывало, что в тех городах, куда он приезжал на гастроли, руководство филармоний проводить его концерты и не собиралось. Дешевле, мол, вообще ничего не устраивать, чем открывать зал, в котором будут сидеть два-три чудака.

В Ростове концерт альтиста Башмета тогда прошел, но в зале действительно собралось человек пять… В Тольятти директор филармонии полюбопытствовал простодушно: «Альт — это саксофон?»

И в этот отчаянный момент, когда у Башмета не было ни постоянной работы, ни московской прописки, ему вдруг предложили должность концертмейстера группы альтов в оркестре. С обещанием хорошего заработка и скорого получения квартиры.

Всю ночь Башмет терзался сомнениями, но решил не поддаваться соблазнам. Дерзать, пока есть желание и силы.

О том, стоит ли потрафлять вкусам публики

Составляя концертные программы, маэстро, по его словам, нередко думает и о той части публики, которая на классику пришла впервые. Надо ее не отпугнуть. Отсюда — произведения в духе «популярной классики». Но дальше задача усложняется, чтобы музыкальная культура публики возрастала, вкус развивался.

 

Бывает, публика и не догадывается, в чем ее счастье. Многих ли сегодня привлекла бы афиша с названиями сочинений композитора Тихона Хренникова? Хренников, долго стоявший у руля советского Союза композиторов, многими стал восприниматься как партийный функционер.

— Но у Хренникова, — говорит маэстро, — были талантливые произведения, которые даже в советское время исполнялись в тех странах, где Советский Союз не любили.

Башмет исполнил недавно в Москве симфонию Хренникова. Публика, вероятнее всего, пришла не на Хренникова, а на Башмета и неожиданно открыла для себя этого композитора, чем была очень довольна.

О наградах и почестях

Ростовские журналисты сообщили Башмету о том, что его кандидатура вышла в финал местного конкурса на открытие именной звезды, и поинтересовались, приедет ли он на саму эту церемонию в случае окончательной победы?

— Почему нет? — вновь улыбнулся маэстро, обладатель стольких советских, российских и зарубежных наград, что даже известный наградолюб Брежнев обзавидовался бы.

Башмет рассказал, как однажды его избрали почетным гражданином острова Эльба. Он поинтересовался, приобретаются ли вместе с этим званием некие льготы?

— Можете бесплатно ездить на общественном транспорте, только у нас его нет, — пошутил местный мэр.

А мэр Сочи пообещал недавно Башмету прибавку к пенсии в размере нескольких тысяч рублей. В России маэстро в его юбилейный год наградили орденом «За заслуги перед Отечеством», в Армении — высшей наградой республики, предусмотренной для гражданских лиц…

Чужая награда, по мнению Башмета, иногда может подвигнуть на свершения. Увидит кто-то именную звезду на бульваре и тщеславное желание обзавестись такой же возьмет и заставит его заняться большим серьезным делом. Ну так, по крайней мере, в теории.

Продолжение следует?

— Подобные фестивали не могут быть хозрасчетными, — ответил Башмет на вопрос о том, как будет развиваться эта нынешняя музыкально-фестивальная инициатива.

Арифметика простая: расходы на одну только дорогу музыкантов туда-обратно, а среди них есть и иностранцы, выручкой от продажи билетов не покрываются. Будет ли этот фестиваль Первым и единственным или Первым, открывшим счет, зависит от финансовой поддержки местной власти и спонсоров. Нынешний состоялся прежде всего благодаря средствам, отпущенным на его проведение решением областных властей, и, как бы ни сложилось дальше, уже прогремел на всю Россию стал незаурядным событием донской музыкальной жизни.

 

Городская газета "Ростов"

Юрий Башмет: о юных талантах, тщеславии и чёрной икре

С 17 по 19 сентября в нашем городе прошёл Первый международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета. На сцене Ростовской филармонии выступали Маю Кишимо, Клаудио Бооркес, Массимо Мерчелли, Алёна Баева, Катя Сканави и другие именитые музыканты. Но главной звездой фестиваля стал, конечно, Юрий Абрамович Башмет. На пресс-конференции, посвящённой главному музыкальному событию этого года, нам удалось задать маэстро несколько вопросов.

Юрий Абрамович, вы возвратились в Ростов, город своего детства, в свой юбилейный год. С каким чувством вы сюда ехали?

— У меня сейчас очень странное ощущение. Примерно такое же, как во время первого выступления во Львове, куда мы переехали после Ростова и где я учился. Я вернулся туда с концертом после победы в международном конкурсе. В зале собрались мои одноклассники и учителя. Они смотрели и, как мне казалось, думали: вот он, лауреат, пусть покажет, на что способен. Я очень старался не разочаровать их. Похожие чувства я испытываю сейчас. А что касается сегодняшнего события, я очень благодарен и горжусь, что меня в Ростове встречают именно так...

Неужели вас можно встречать иначе?

— Раньше было иначе. Много лет я добивался права сыграть хотя бы один сольный концерт в России. Я обивал пороги Московской филармонии, Госконцерта, Росконцерта, пытался доказать, что чего-то стою. И наконец добился. В качестве эксперимента мне разрешили в течение одного сезона проехать с альтом как с сольным инструментом по всему Советскому Союзу. Помог мне добиться этих гастролей наш замечательный альтист, к сожалению, недавно ушедший, Дмитрий Шебалин. Итак, я начал выступать, но было такое чувство, что лучше бы я этого не делал. Встречали холодно. А директор Тольяттинской филармонии даже сказал мне: «Ты тихонько посиди в отеле, отдохни. Никому ничего не рассказывай. Мы тебе печать поставим, что отыграл концерт, и поедешь...» То есть для них в то время было дороже оплатить свет в зале, работников, гардероб и так далее. Ну а когда этот симпатичный человек провожал меня, у самого трапа он спросил: «Слушай, альт — это саксофон?..» В Ростове я тоже выступал в тот период. В зале было 3-5 человек. Но я не расстроился. Подумал: они не доросли ещё до такой музыки или я не дорос... Прошло много лет, и теперь, конечно, меня встречают по-другому. И особенно приятно, что в год моего шестидесятилетия я открываю в своём родном городе такой замечательный проект, как образовательный центр на базе музыкального колледжа при Ростовской консерватории.

Расскажите подробнее об этом центре...

— Тема поиска новых талантов и помощи им увлекает меня уже много лет. В каждом городе, где мы выступаем, ведутся прослушивания. В течение прошлого года мы отбирали талантливых ребят по всей России и объединили их в первый детско-юношеский симфонический оркестр. Сегодня он успешно гастролирует по городам страны. И теперь на основании этой отработанной схемы мы открываем в Ростове перманентно действующий музыкальный центр. Такие же проекты будут запущены в Екатеринбурге, Новосибирске и Казани. Очень авторитетные профессора и музыканты будут преподавать в этом центре. Причём как наши, так и зарубежные. Мастер-классы проходят уже сегодня. Все участники фестиваля поделятся с юными музыкантами своим мастерством. Я почти уверен, что этот проект будет постоянным, власти, а может быть, и олигархи заинтересуются им. Поймут, что от поддержки талантливой молодёжи зависит будущее нашей страны. Я часто вспоминаю фразу Сергея Михалкова. Когда кто-то обозвал его детским рифмоплётом, он с достоинством ответил: «Сегодня — дети, завтра — народ». Я с ним абсолютно согласен. Поэтому наша задача как раз состоит в том, чтобы выявлять молодые таланты и помогать им.

 

 

Юрий Абрамович, какие воспоминания вас связывают с Ростовом?

— Удивительно тёплые. Я не могу сказать, что очень хорошо знаю город, но помню дом, в котором жил, все тропинки, горку, где мы катались зимой. Рядом с домом было депо, мимо медленно проходили поезда. Мы запрыгивали на их ступеньки и катались. Родители нас очень ругали. Потом ещё помню реку. Как мы тащили на носилках огромную рыбу. Жили мы очень бедно, но у нас на подоконнике всегда стояла банка какого-то ужасного (как мне тогда казалось) продукта. И мама заставляла меня ежедневно съедать целую ложку его. Позже я узнал, что этим продуктом была чёрная икра. На Дону она тогда стоила копейки, а я не выносил её из-за запаха рыбы. Ещё помню: мама считала, что нужно отдыхать там, где мелкая галька, чтобы не было плоскостопия, и пить рыбий жир. Поэтому мой старший брат, бедняга, должен был на моих глазах выпивать несколько ложек. При этом с улыбкой на лице, чтобы подать мне пример. Я смотрел на его мучения, а потом убегал и прятался. Помню, как мы с мальчишками бегали вокруг дома — тогда он мне казался очень большим. А когда я приехал сюда много лет спустя, то в поисках его несколько раз прошёл мимо — дом оказался самым обычным. Самое невероятное, что пока я искал его, какая-то женщина остановила меня и спросила: «Ты Женя или Юра?» Женей в то время звали моего отца. Оказалось, что я стал очень похож на папу в том возрасте. Женщина постучала во все двери, и во двор вышли мои бывшие соседи. Оказалось, практически все они остались жить в этом доме. Мне устроили банкет, а потом я всех пригласил на свой концерт. Вот такие у меня воспоминания...

Как формируется ваша концертная программа? Произведения выбирают исполнители или музыканты следуют за вкусом публики?

— Я сторонник того, чтобы в зале звучала новая, премьерная музыка. Именно поэтому за свою жизнь сыграл 52 концерта, написанных специально для меня. Именно благодаря этому появились шедевры, которые любит публика: это «Монолог» Шнитке, концерты Софьи Губайдулиной, «Стикс» Гии Канчели и многие другие. Но в то же время моя задача как музыканта состоит в том, чтобы человек, который случайно в первый раз попал на концерт классической музыки, захотел прийти снова. Поэтому нужно вводить в репертуар что-то такое, что на слуху (кстати, в популяризации классики нам очень помогают производители сотовых телефонов). Если слушатель узнал произведение и оно ему нравится — надо это ощущение не испортить. Ну и в завершении в репертуаре должно быть нечто выше уровня развития слушателя, который пришёл впервые. Это должно быть что-то яркое, запоминающееся, новое. Но, кстати, нередко современные композиторы в поисках новизны доходят до маразма. К примеру, было произведение, в котором прекрасные 20 тактов оркестр играл полтора часа. Я однажды дирижировал подобное произведение и через какое-то время услышал за спиной шорох кресел — люди выходили из зала. Конечно, это крайность. Но хорошая премьера современного автора — это замечательно. То есть мои программы строятся следующим образом: нечто новое, нечто узнаваемое и нечто яркое.

Юрий Абрамович, в нашем городе есть Проспект звёзд. Если ростовчане захотят установить вашу звезду, вы приедете на церемонию?

— Я с удовольствием это сделаю. У меня есть много наград из разных городов мира. Меня даже сделали почётным гражданином маленького городка Эльба, что на юге Италии. И во время вручения звания я в шутку спросил у мэра, какие привилегии мне это даёт? Он ответил: «Вы можете бесплатно ездить на общественном транспорте! Только у нас его нет». Но мне всё это очень приятно. Я не собираюсь кривляться. Знаете почему? Потому что когда устанавливают памятник, мемориальную доску или звезду, кто-то из прохожих это увидит. Один, может быть, плюнет, а другой посмотрит и подумает: «О, как здорово! Я ведь тоже живу в этом городе. Может, я тоже смогу сделать что-то такое, за что бы мне дали подобную звезду?» Это в хорошем смысле тщеславие, которое заставляет чем-то увлекаться и работать над собой. Так что я обязательно приеду...

ИЗ АВТОБИОГРАФИИ ЮРИЯ БАШМЕТА

«У меня вся жизнь состоит из случайностей, и по большому счёту из счастливых. Первое — что я родился именно у своей мамы. Её уже нет, к сожалению, но она была талантливым человеком. Сейчас я это понимаю. Случайность — что я выбрал альт. Случайность — что попал к Борисовскому, а после его смерти учился у Дружинина. Встреча с Рихтером, работа, общение с ним. Хорошие дети — тоже счастливая случайность. Сказать, что музыка — это всё, значит, сказать, что больше меня ничего не интересует, и детей у меня бы не было. Есть фанаты, которые живут только музыкой. Я тоже фанат своего дела, но мне кажется, что для дела лучше, когда твой кругозор, сфера деятельности шире, чтобы было откуда черпать новые ощущения, новые силы. Занятие музыкой — это мой коридор, движение по которому дарует мне космические откровения».

 

Общественно-политическая газета Ростовской области
"Молот"

Царский подарок Мистера Альта

В Ростове-на-Дону 17 сентября стартовал Первый Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета. Это подарок маэстро своей малой родине в честь собственного 60-летия. Инициатива великого музыканта о проведении фестиваля была поддержана правительством и губернатором Ростовской области.

Программа фестиваля воистину роскошна. Среди авторов заявленных произведений - Джоаккино Россини, Иоганнес Брамс, Гектор Берлиоз и другие. Концерт для скрипки с оркестром вместе с руководимым маэстро государственным оркестром «Новая Россия» в первый день фестиваля исполнила японская скрипачка Маю Кишима. Выступление камерного ансамбля «Солисты Москвы» состоится 19 сентября.

Но и это было еще не все. На открытии фестиваля Юрий Абрамович объявил о появлении в Ростове-на-Дону образовательного центра его имени. Он открылся в рамках фестиваля на базе колледжа при Ростовской консерватории. Всего таких центров в стране будет четыре: помимо Ростова - в Екатеринбурге, Казани и Новосибирске. Но начнется все именно в Ростове. Это означает, что сюда будут приезжать известные музыканты и преподаватели и помогать расти юным талантам. С созданием образовательных центров система подготовки юных музыкантов, появившаяся при поддержке маэстро, выходит на новый уровень – и начинается это в Ростове-на-Дону вместе с фестивалем, в первый же день которого японская скрипачка Маю Кишима дала свой мастер-класс.

Пообщался великий музыкант и с прессой, продемонстрировав при этом изрядное чувство юмора. Вопрос «Молота» - какие черты ростовского мальчишки помогали ему бороться за права альта среди других музыкальных инструментов? – он назвал интересным и ответил так:

- Ростовчане – люди харизматичные, одним словом, южане. Приехав из так называемой провинции в Московскую консерваторию, я столкнулся с весьма сдержанным к себе отношением москвичей, так как они считали, что они, видите ли, москвичи, а остальные… Но Рихтер родился в Житомире, Ростропович – в Баку, Третьяков – в Сибири, Спиваков – в Уфе. И первые премии на международных конкурсах получали далеко не всегда москвичи. Здесь, наверно, сказываются наши огромные пространства, на которых, проходя через многое, до финала, то есть, до Москвы доходят лучшие «головы». Когда я поступал в консерваторию, я уже знал многих, поскольку победил во Всеукраинском конкурсе в Киеве. У меня в Москве после консерватории не было прописки и работы. Но я отказался от предложенной квартиры в центре Москвы, так как должен был при этом стать концертмейстером группы альтов в оркестре. Я быстро понял, что все мои амбиции на этом закончатся.

Далее маэстро поведал, как долго «пробивал» свой первый сольный концерт. Интересно, что потом специально для альтиста Башмета современны композиторы сочли за честь написать более 50 концертов, из которых он успел исполнить не все. Среди авторов этих концертов – Альфред Шнитке, Софья Губайдуллина, Гия Канчели и многие другие.

 

Смотрите также на эту тему:

Правительство Ростовской области

Культурная жизнь Ростова-на-Дону

Телерадиокомпания "Дон-ТР"

City News

ARTrevue

Newfiber

Новости по-ростовски

Ростовская государственная филармония

Деловой Ростов

4geo.ru

ТК "Культура"

Новостной портал "Крестьянин"

dontourism.ru

"Русская планета"

161.ru

Южный Федеральный